Мнение: jRPG - куда катится жанр?

Сергей 'DarkVampire' Жигальцев, 26 апреля 2010 года в 21:30


Итак, друзья, сегодня мы готовы представить Вам нашу новую рубрику "Мнение", в которой будут размещаться несколько неформатные статьи. В том смысле, что подобные материалы предназначены для выражения их авторами мыслей и соображений по поводу совершенно разных вопросов, которые, конечно же, тем или иным образом связаны как с игровой индустрией, так и с нашей любимой PlayStation 3. Аргументы, домыслы, предоположения и все остальные выражения мыслей автора не претендуют на объективность и могут не совпадать с мнением как читателей, так и авторского состава gotPS3. Надеемся, наш эксперимент вызовет достаточную дозу интереса с Вашей стороны, чтобы продолжить свое существование. Как всегда, лишь время расставит все по своим местам. Приятного чтения!


Вышедшая в марте Final Fantasy XIII наглядно показала, что если из японских ролевых игр убрать псевдосвободу, оставив только "коридоры" и "сюжет", такая jRPG понравится далеко не всем. Парадокс? Отнюдь, скорее, естественное развитие событий. Давайте смотреть трезво, что есть ролевая игра в понятии консольного геймера? Сюжет? Персонажи? Прокачка? В тринадцатой "фантазии" все это есть, и даже более чем. Можно, конечно же, днями-ночами хулить не совсем удачное раскрытие персонажей, но, тем не менее, игра сумела сохранить все те черты, за которые, казалось бы, народ и любит жанр. Но вот незадача, убрав откровенно ненужную часть игрового процесса, Square Enix навлекла на себя огромную беду; фанаты негодуют: "Как так, Final Fantasy и без большого количества побочных заданий? В топку такую Final Fantasy!". А между тем эти фанаты и не думали, что изначально жанр подобной свободы в принципе и не предполагал: сайд-квесты на то и сайд-квесты, чтобы быть необязательным, но очень приятным придатком. С ними хорошо (хотя я, если честно, не вижу ничего хорошего в убийстве кучи по-разному разукрашенных монстров), но не более.



Основная ценность jRPG - это сюжет. А он, как уже было сказано, в Final Fantasy есть. Более того, титаническая "закваска" происходящего - часов этак на десять - еще и надоесть успеет. Нас по очереди знакомят с каждым из персонажей, с маниакальным вниманием к деталям рассказывают о мире, в котором эти персонажи живут. Все хорошо, все сделано идеально - не придерешься. Но для игрока такое внимание к истории неприемлемо. Вопрос - почему? А потому, что эти игроки привыкли к "замаскированной шпале" происходящего: особо активные хулители просто не замечают, что в любой из предыдущих Final Fantasy осмеянной ими линейности было выше головы. Просто создатели (в нашем случае Square Co. - позже Square Enix) удачно маскировали ее под тоннами "штукатурки", преподнося "направляющий костыль" как что-то волшебное и очень нехарактерное для "бездушных" западных поделок. На деле же практически любая cRPG (как старая, так и новая) по свободе действий могла дать сто очков вперед той же "седьмой фантазии" только потому, что у создателей какой-нибудь The Elder Scrolls не стояло в планах рассказать волшебную сказочку, попутно сковав по рукам и ногам человека за консолью.

Грубо говоря, игровой процесс почти любой jRPG условно можно разделить на несколько частей. Первая и самая важная - это сценарий. Вторая - зачистка подземелий от полчищ разношерстных монстров и сражения с боссами с попутным наращиванием способностей подопечных (та еще головная боль). И, наконец, третья - сторонняя "халтура" и диалоги с несюжетными NPC. Это является традицией, жанровым штампом, следуя которому любой мало-мальски "рукастый" разработчик сможет создать годную, но ужасно заштампованную игру. А если еще и рассказчик удачный попался, так вообще хорошо; в таком случае полученному продукту будут петь дифирамбы: "Ах, какой же хороший у них вышел сказ, хоть сейчас пиши по нему фанфики".



Но положение дел это особо не меняет: jRPG - одно из самых консервативных направлений в игровой индустрии. Оно не меняется уже годами, а если и меняется, то… начинаются вопли: "Они не соблюдают традиции, на костер их и вся недолга". Вот за попирание неписаных "законов" фанаты и заклеймили позором Final Fantasy XIII. А все из-за того, что создатели ее, наконец, показали, а чем же на самом деле является жанр. Просто и без прикрас раскрыли сокрытые "штукатуркой" тайны. А уж принимать это или нет - дело каждого человека. Просто задумайтесь, а что важно для вас в таких играх - побочные миссии в духе "зачисти очередной лабиринт" или же красивая история про любовь, дружбу и дворцовые интриги. Если полученное решение будет на стороне "убей пятнадцать мобов", то Вам впору отправляться в мир cRPG. Всего этого там хватает с лихвой. Забавно, но на фоне jRPG можно легко отследить судьбу другого гейм-направления - классических платформеров. Но про него мы поговорим как-нибудь в другой раз.

46 комментариев
Автор
DarkVampire
10952
27 апреля 2010 года в 13:42

Ryoga21:

DarkVampire:

Да поймите же наконец - Final Fantasy ВСЕГДА была казуальной и коммерческой. Города, в которых делать абсолютно нечего, сайд-квесты от которых хотелось спать. Это ширма, которую в один прекрасный момент убрали. В результате поднялся такой ор, что зажмурится хочется.

p.s Я, кстати, могу еще отметить четвертую "персону".

Ясен пень, что казуальной и коммерческой, но убрали не ширму, убрали большую часть геймплея. Это как например из Мортал Комбата убрать фаталити, они ведь просто для красоты и не несут смысловой нагрузки)) В любой игре существует множество условностей и необязательных элементов, но именно они отделяют голую математическую систему, которая отвечает за взаимодействие с окружением от мира, который непосредственно воспринимает игрок. Давайте вообще уберем ролевые составляющие, урежем пати до 1 персонажа, оставим бои с боссами, которые будут в виде заставок на qte и назовем это революцией в жанре)))

То, что убрали часть геймплея согласен, однако не согласен с ее особой значимостью. Лично мне не нужно общение с NPC, которое в пяти из десяти случаев сводится к "Yes/No"; так же как и уничтожение тучи по разному разукрашенных противников. Я, конечно же, утрирую, но тенденция налицо. Кстати, многие неправильно поняли само направление материала - это не попытка защитить/унизить Final Fantasy 13. Мне, если честно, вообще по барабану на нее, просто поднявшийся "ор" порядком надоел, что и вылилось в данную заметку. Я не приемлю фанатизм, не в какой из его форм, и, тем не менее, регулярно слышу от различных "знатоков" что-то в духе: "Final Fantasy 13 попса в чистом виде". Вышесказанное не подкреплено аргументацией, что и настораживает. Люди просто забывают, что даже оригинальная игра (та, что на Famicom/NES) была не чем иным как попыткой вытащить Square из финансовой пропасти, то есть той самой "попсой". С годами тренд только продолжился. Я не пытаюсь очернить сериал или же, напротив, вознести его в ваших глазах. Просто призываю смотреть трезво на вещи.

+1 0   -1 0
27 апреля 2010 года в 14:22

DarkVampire:

Ryoga21:

Ясен пень, что казуальной и коммерческой, но убрали не ширму, убрали большую часть геймплея. Это как например из Мортал Комбата убрать фаталити, они ведь просто для красоты и не несут смысловой нагрузки)) В любой игре существует множество условностей и необязательных элементов, но именно они отделяют голую математическую систему, которая отвечает за взаимодействие с окружением от мира, который непосредственно воспринимает игрок. Давайте вообще уберем ролевые составляющие, урежем пати до 1 персонажа, оставим бои с боссами, которые будут в виде заставок на qte и назовем это революцией в жанре)))

То, что убрали часть геймплея согласен, однако не согласен с ее особой значимостью. Лично мне не нужно общение с NPC, которое в пяти из десяти случаев сводится к "Yes/No"; так же как и уничтожение тучи по разному разукрашенных противников. Я, конечно же, утрирую, но тенденция налицо. Кстати, многие неправильно поняли само направление материала - это не попытка защитить/унизить Final Fantasy 13. Мне, если честно, вообще по барабану на нее, просто поднявшийся "ор" порядком надоел, что и вылилось в данную заметку. Я не приемлю фанатизм, не в какой из его форм, и, тем не менее, регулярно слышу от различных "знатоков" что-то в духе: "Final Fantasy 13 попса в чистом виде". Вышесказанное не подкреплено аргументацией, что и настораживает. Люди просто забывают, что даже оригинальная игра (та, что на Famicom/NES) была не чем иным как попыткой вытащить Square из финансовой пропасти, то есть той самой "попсой". С годами тренд только продолжился. Я не пытаюсь очернить сериал или же, напротив, вознести его в ваших глазах. Просто призываю смотреть трезво на вещи.

В статье вы говорите о заезженном и навязанном и, что всё это не вносит в развитие ничего стоящего и это верно.Просто то что делалось раньше,чтобы хоть как-то приблизить игровой процесс к реальности из-за отсутствия технических возможностей фаны приняли за неизменный постулат вот вам и критика.Статья очень актуальная и верная.

+1 0   -1 0
Самый главный
Ruysaki
Ultima Weapon
16311
27 апреля 2010 года в 14:48

А вы знаете... Пойду ка я проходить FF 1-12 (благо все есть, кроме 13) ^_^ И спорьте вы тут, хоть до потери пульса... ФФ13 оценить не могу, т.к нету T_T Но куплю, и я уверен, что мне понравится, т.к новая боевка ( заценил у друга) шикарна... история... Во всех фф история была великолепна ( для своего времени есстественно) ^_^ И вообще, часто критикуют фф, за линейность любители шутерков ( да, да, сам недавно спорил с таким "индивидумом")...

В общем решайте сами, но запомните, что на вкус и цвет...

+1 0   -1 0
JapGameFun
LittleBigGamer
13774
27 апреля 2010 года в 16:30

Мне понравилась фишка с "мнением"!)

Спасибо автору, и хочу ещё поддержать пользователя Vegen в плане актуальности этой статьи. Буду надеяться, что данная тема, как говориться - приживётся)

Мой голос

+1 0   -1 0
27 апреля 2010 года в 17:14

Figaro79:

Теперь пару слов о том почему я так сильно обкакиваю последнюю 13ую финалку.

Прохождение FF XIII очень сильно напоминает уровни из... Medal of Honor - узкая кишка без единого намёка на развилку... и так ВСЮ ИГРУ. Бои однообразные и долгие до смерти, зато большинство из них успешно завершаются при помощи одной единственной кнопочки Крест, что очень удобно если пить любимый кофе во время игры.

Мне больше нравится, что во ты говоришь про одну кнопку, которая и означает в игре как "действие". На что жаловаться? Может на выбор тыкнуть на "Автоматический бой"? Нет, она актуальная в первые часы. А теперь, вспоминаешь, что в тойже 7-ой части, как и во всех остальных бой сводился к нажатию одной кнопки, плюс игрок делал выбор между ударом или использвоанием магии. В фф13 что-то изменилось? нет, все также.

Говорите что фф13 обсулются не напрягает мозг? Я вам тоже могу задать вопрос. Когда у вас было это в последний раз, когда игра заставляет задуматься о происходящем на экране? О сюжете, о персонажах, о их действиях? Когда?

+1 0   -1 0
27 апреля 2010 года в 17:38

DarkVampire:


так же как и уничтожение тучи по разному разукрашенных противников.

Самое забавное, что 60+ квестов с уничтожением по разному разукрашенных противников как раз-таки остались))) И если в 10 фф было банально интересно выполнять разные квесты, получать супер оружие и вкачивать максимум статов, то тут оставили простой и унылый фарм трапсов ради убивания еще более крутых разноцветных монстров))

Согласен, что упертый фанатизм до добра не доводит, но к фф13 у меня лично претензии исключительно к геймплейной составляющей, боевка и сюжет прекрасны (особенно отсылки к 7 фф))), сейчас мучаю платину потихоньку))) Остается все же надежда на длс, может добавять что-нибудь помимо новых боссов))

gvammer:

Я вам тоже могу задать вопрос. Когда у вас было это в последний раз, когда игра заставляет задуматься о происходящем на экране? О сюжете, о персонажах, о их действиях? Когда?

Пошел переигрывать в мгс4)))))))

+1 0   -1 0
27 апреля 2010 года в 21:25

Да кого вы собрались спасать ? Прямоугольный эникс срубил нехило бабла, ради чего эта игра и выпускалась. Понятно что "тру" фаны будут всегда чем-то недовольны. Так вот, в данном случае роль играют большие продажи, а мнение недовольных в ущерб продажам никогда не будет учтено.

+1 0   -1 0
27 апреля 2010 года в 21:44

в ад катятся сегодня JRPG в ад

+1 0   -1 0
27 апреля 2010 года в 21:55

X_Ящик вот кто виноват ! больше половины игры вырезали из-за скупости майкрософта то что те не оснастили свою консоль БЛЮ-реем .

+1 0   -1 0
27 апреля 2010 года в 22:32

Помоему вы тут путаете 2 разных по сути понятия RPG (здесь важен ОТЫГРЫШ роли проработка мира неленейность геймплей и подоный контент) и JRPG( важно проживание роли персонажа(ей) проработаный мир и персонажи ну и визуальное исполнение) ктомуж че вы накинулись на фф че единственная жрпг которая неоправдала ожидайний ? самое смешное что даж в "открытом " мире других фф посути был разбросаный набор линейных локацийй либо пробежка по 5 раз по одной и тойде в разные стороны про нпц тож они все отделывались ничего незначащими фразами и жестами тока сюжетно важные норм общялись, уже надоело видеть подобные стоны тут на самом деле все просто ненравиться иди лесом а нравиться бери и играй а стонать в спальне будете

+1 0   -1 0