Злые мысли #3. Ностальгия.

Кирилл 'Brutal1ty' Янишевский, 27 августа 2015 года в 05:00
Злые мысли #3. Ностальгия.
► Весьма неприятные рассуждения об интенсивности фотосинтеза травяного покрова и вкусовых качеств колбасных изделий относительно искажений долгосрочной памяти.

Итак, после совершенно незапланированного недельного перерыва, вызванного… а, впрочем, неважно чем, я снова в строю и снова готов издеваться над всем, что вам, дорогие читатели, любо. В этот раз я собираюсь, отойдя от вещей вполне конкретных вроде «злых издателей», плюнуть непосредственно в душу, напав на такое красивое и нежное чувство как ностальгия.

Что меня подвигло на такое кощунство — вопрос на самом деле сложный. Я всегда со скепсисом относился к пассажам «а вот раньше…». Раньше что? И насколько? Раньше мы жили по пещерам и если не умирали от когтей какого-нибудь саблезубого тигра, то загибались от болезней, стихийных бедствий и прочих неприятных вещей. Точно было лучше? Не уверен. Аналогично и с любой формой культуры. Книги, фильмы, театр, а теперь еще и видеоигры. Как таковые видеоигры существуют (если мы возьмем за старт явления первую официально признанную видеоигру – симулятор запуска ракеты на базе электронно-лучевой трубки) уже практически 70 лет. Весьма немалый срок, за который индустрия прошла путь от человечка в десяток пикселей и бинарной цветовой гаммы до высокополигональных фотореалистичных моделей. Примерно такой же путь преодолели и остальные аспекты компьютерного развлечения – физика, искусственный интеллект, интерактивность. К чему я все это веду? Все чаще в последнее время можно услышать, что игры стали совсем не те, без «души», но вот 10-20-30 лет назад «было время». Да ну вас.

►Первая «консоль», так сказать...

Говоря совсем уж честно, этот выпуск я изначально собирался посвятить одной конкретной теме – Mortal Kombat. Просто из-за того, что я, во-первых, терпеть не могу этот сериал и, во-вторых, увидел во всем нам известной социальной сети картинку с Mortal Kombat 3 и подписью «До сих пор лучше, чем практически все современные файтинги». Я чуть не взорвался. «Вот ЭТО лучше современных файтингов? Серьезно?», - было первой мыслью, застучавшей в голове. Где-то на задворках черепной коробки, впрочем, билась еще одна мыслишка. О том, что это, скорее всего, просто шутка, стеб или еще чего, но на тот момент слушать голос разума было недосуг. К счастью, накропав пару гневных абзацев, я быстро остыл, окинул взглядом строчки и решил разобрать непосредственно само явление.

Сильно задумываться над причинами популярности первого (или первых, кому как угодно) Mortal Kombat обычно долго не приходится. Проигрывая по механике даже Street Fighter II, который, как считается, и был взят за основу «Смертельной Битвы», оная брала реалистичной по тогдашним меркам графикой и совершенно беспрецедентным уровнем насилия. Вот, в общем-то, и весь рецепт успеха по-американски. Что могло быть лучше, чем устроить вечеринку с пивом и чипсами, на всем протяжении которой участники, пусть и виртуально, самозабвенно отрывали друг другу головы и конечности? Красота, да и только. Однако прошло двадцать с гаком лет, на прилавках уже Mortal Kombat X, запуская которую понимаешь, что ни черта, собственно, не изменилось. Все такое же простое и ненапряжное. Разве что Fatality из «фичи» превратились в рутину и давно не вызывают былого восторга. Мне как-то вполне справедливо указали на то, что Mortal Kombat не является турнирной дисциплиной в отличие от Street Fighter, Tekken и прочих выходцев из Страны восходящего солнца и дарит именно ощущения контактной драки, а не «тычков по полоске жизни». Хотя глядя на эволюцию конкурентов и метания из стороны в сторону нынешней NetherRealm Studios, отчетливо видно – Mortal Kombat сделала шаг назад.

Зачем? Почему надо возвращаться к уже пройденному материалу? Да потому, что фанаты так захотели. «Мы хотим как раньше!», - слышен клич со всех углов интернета. Товарищи! Взгляните, пожалуйста, на свои календари. Если вы видите там 1996 год, у меня для вас плохие новости. Очнитесь, сейчас 2015 на дворе. Время научных открытий, новых планет и клевой графики в играх. А не... ну да ладно. Надеюсь, теперь-то проблема видна отчетливей? Несмотря на то, что на улице светлое будущее, мы активно стремимся в темное прошлое.

И так со всем. Платформеры были платформистей, гонки – гоночней, RPG – ролевистей (RPG раньше действительно были интереснее - прим.ред.). Underground 2 почему-то закрепилась как «лучшая Need for Speed», а круче Super Mario 64 платформеров вообще не придумали. С какой стати – непонятно. Задаешь вопрос и в ответ слышишь нечто невразумительное о том, что «ну там же есть душа» или «была вещь Х». Душу, я, пожалуй, оставлю изотерикам и любителям искать человеческое начало во всем, начиная с табуреток. Насчет «механики Х» или «предмета Х» можно многое сказать. Для начала: сколько вам было тогда лет? По-хорошему, уже этот вопрос должен расставлять все точки над i. Признайтесь себе честно - в тот момент, когда вы сели за проект, запавший в душу в дальнейшем, вы просто не знали ничего лучше.

►Не уверен, что стал бы сегодня в это играть

Покажи мне лет 10-15 назад кто-нибудь что-то наподобие The Order 1886, Assassin's Creed или еще чего, что в день сегодняшний принято ругать последними словами, то я бы с ума сошел от восторга. Не знаю, какие бы мысли крутились в голове, но одну я точно могу угадать: «Игры становятся круче». Ведь проблема не в том, что за прошедшее время то, на что я набрасываюсь, стало хуже, неинтереснее. Нет. Оно просто устарело, как устарели VHS, Betamax и в какой-то степени уже и CD с DVD. Садясь за эти проекты сегодня, с горечью понимаешь, что что-то уже не так. Не так удобно, не так весело.

Дабы не быть голословным, я вполне готов поделиться личным опытом. В первой своей статье я упоминал троицу Ratchet, Sly и Jak как игры, которые не стыдно переиздать и продать второй раз. Так уж получилось, что полноценное знакомство с этими колоссами, за исключением трилогии Ratchet & Clank, у меня состоялось именно на PlayStation 3. Я уже был знаком с поздними выпусками серий и хотел освежить память и проникнутся «духом» оригиналов. Забегая вперед, сразу скажу, что из трех коллекций беспроблемно пошла лишь Sly Collection ввиду своей странной неизменности на протяжении всей серии. С Jak и Ratchet получилось куда хуже.

Если идти по возрастанию количества претензий к этим двум коллекциям, то первой будет все-таки Jak & Daxter and the Precursor Legacy. Качественный трехмерный платформер в бесшовном открытом мире был виноват исключительно не самой удобной камерой и безумно тугой боевой системой. В остальном претензий особо не было. Куда как страшнее судьба обошлась со второй частью. Оставшись (в отличие от Ratchet) практически чистокровным платформером, в Jak 2 протагонист получил в свое распоряжение довольно внушительный арсенал огнестрельного и не очень оружия. И вот тут начинался ад. В игре не было хоть сколько-нибудь адекватной системы автоприцеливания (да и ручное наведение оставляло желать лучшего), что приводило к регулярным поражениям в перестрелках с врагами, которые лупили со снайперской меткостью. Это, а еще весьма странная система чекпоинтов приводили к регулярным перепрохождениям огромных кусков уровней с повторением всех самых сложных моментов раз за разом.

Думаете, подобное было самым страшным? Не угадали. Дна игра достигала в тот момент, когда Джека выпускали на просторы Хэйвен-Сити, где единственным средством передвижения помимо своих двоих были чудовищные летающие гробы, не подчиняющиеся никаким мнимым или реальным законам физики. Передвижение на этих парящих катафалках приводило к регулярным свиданиям со стенами, встречным и сопутствующим трафиком и иногда с водой на дне канала. При том, что игра была полна гоночными заданиями, миссиями на преследование и просто поручениями на скорость. Во время прохождения этих моментов мат стоял такой, что в комнате можно было вешать топор. Третья часть оставила косяки при себе, убрав только летучие корабли, заменив их вполне адекватными колесными агрегатами.

►Добраться до конца улицы уже героизм.

Ratchet & Clank отметились примерно теми же наборами недостатков. Первая часть, тогда еще притворявшаяся платформером, уже в то время предлагала игрокам внушительный арсенал без адекватных возможностей его применения. Автоприцеливание было, но привязывалось к врагу исключительно в поле зрения камеры. Так как стрейф в первой части отсутствовал вовсе, то битвы с более-менее крупными силами превращались в кручение на месте в надежде, что хоть один заряд в кого-нибудь да попадет. Что творилось в битвах с боссами, которых держать на мушке необходимо постоянно, думаю, объяснять не надо. Во второй части стрейф появился, но легче не стало. Разработчики, очевидно, определились, что создают они не платформер, а экшн, и сделали упор именно на огнестрельное оружие. В результате уровни наполнились толпами толстокожих противников, где на каждую отдельную особь можно было легко потратить половину всего запаса патронов для ствола. Нервы портила и такая же, как и в Jak система сохранений, в случае неудачи без зазрения совести отправлявшая игрока к началу уровня. С возвращением всех противников, да. Лишь третья часть поборола большинство этих недостатков, и играть можно было тихо, не оглашая окрестности проклятиями в сторону геймдизайнеров.

Я не зря привожу в пример именно эти игры. Они во времена своего дебюта получали крайне высокие оценки. Ни одна из 9 этих игр не имеет менее 80 баллов на портале Metacritic. Если быть совсем точным, то только третьи части серий Jak и Sly опустились чуть ниже планки в 85 баллов, заданной их предшественниками, с 84 и 83 баллами соответственно. Я еще раз повторюсь: это не плохие проекты, о чем открыто говорят оценки, но играя в них сегодня можно легко пробить стену контроллером в приступе ярости от необходимости заново пробегать уже сто раз пройденные куски уровней или неконтролируемых падений в пропасть из-за кривого управления.

Самое странное — некоторые до сих пор стремятся забраться обратно в эту идиотскую нору. И даже обратившись в настоящее, мы легко найдем примеры дурацкого ретроградства. Да, я снова вспоминаю Nintendo. Давайте обратим взор на ее последний двухмерный платформер New Super Mario Bros. U. Я не буду зудеть о том, насколько он не отличается от своих предшественников и прочей фигне, я просто поставлю его напротив Rayman Origins. Думаю, очевидно, что сравнение будет совершенно не в пользу итальянца. Там, где французский чудик предлагает быстрый, адреналиновый геймплей с минимальным простоем между ошибкой и новым стартом, Марио до сих пор цепляется за абсолютно устаревшую механику жизней, когда после каждой смерти мы вынуждены любоваться «умирающим лебедем». Механику, которая и появилась в свое время только для того, чтобы заставлять детей снова и снова забрасывать четвертаки в игральный автомат в надежде все-таки закончить заветную игру. Почему тот, кто сумел найти точку баланса, когда «сложное» не превращается в «раздражающее» уже, скорее всего, продолжения не получит, а того, чьи механики определяются бросанием дротиков в бумажки на стене с предметами из старых игр, мы будем наблюдать еще лет 10?

►Хорошая попытка, Марио, но не стоит присасываться к чужим успехам.

Думаю, я весьма конкретно обозначил свою точку зрения. Новое — хорошо, возвращение к старому — плохо. Поэтому давайте перестанем ныть, что раньше трава была зеленее, а колбаса вкуснее и займемся тем, чтобы старое перестало приходить на вечеринку, обмазавшись сто и одним слоем косметики и перестало приставать к молоденьким девицам, уверяя их, что все еще ого-го.

Теги: мнение
27 комментариев
27 августа 2015 года в 08:21

"Злые мысли"? Я бы не сказал, с 70% согласен, особенно в плане приведенных платформеров. Раньше я часами сидел в Марио и Танчики, просто "поиграть", мне не важен был сюжет и другие нынешние аспекты, тупо "поиграть". Потом на "поиграть" наслаивались другие возможности: графика, сюжет и тд. В итоге сейчас игра должны обладать рядом параметров, чтобы удовлетворить публику. И это нормально. Другое дело, что публика бывает зажравшаяся. В пример, поставлю The Order 1886, который мне вполне понравился по ряду параметров, а многие поливают его грязью.
Но я не соглашусь, например, что в U2 сейчас нельзя играть - очень даже можно, не 1994 она вышла. И чисто для меня она лучше последних NFS (хотя Forza Horizon вполне подходит, как заменитель), опять же многие action/rpg игры до сих пор остаются играбельными и интересными, многие из них в виде переизданий (Baldur's gate, например), а некоторым до сих пор нет замены (это игры по Star Wars).

+1 0   -1 0
Автор
DarkVampire
10952
27 августа 2015 года в 08:23

2TI_ProJecT:

TI_ProJecT:

поставлю The Order 1886, который мне вполне понравился по ряду параметров

Вообще, игра либо нравится (в целом), либо нет. "По отдельным параметрам" — это популярная в комьюнити отговорка, по сути.

+1 3   -1 0
27 августа 2015 года в 08:28

Свою позицию раскрыл замечательно. Да и раньше трава зеленее была

+1 1   -1 0
27 августа 2015 года в 08:53

2DarkVampire:

DarkVampire:

Вообще, игра либо нравится (в целом), либо нет. "По отдельным параметрам" — это популярная в комьюнити отговорка, по сути.

Не понравился стелс-геймплей и битва с оборотнями. Сюжета выдали мало, видимо с заделом на 2 часть. Просто я за игру не платил, может быть поэтому не так критичен?)
Кстати, тоже самое могу сказать и по DAI (сейчас прохожу, наиграно 90 часов), мне нравится мир DA, нравится графика, локации, но не нравятся однообразные задания на каждой локации, и конечно не нравится романтическая линия.

+1 0   -1 0
27 августа 2015 года в 09:06

До сих пор поигрываю в первый underground и считаю его лучшей нфс в серии. вторая, лично для меня, уже прогирывала перед ней. не было того ощущения скорости, как в первой. да и открытый мир, который после стали пихать везде - нафиг не уперся.
Касательно МК - проигрывает он по механике? ну не знаю, она там просто другая, рассчитанная на живых людей, а не на азиатских осьминогов, задрачивающих комбы годами. Задача же мортала - развлекать. Причем развлекать одинаково, как "профессионального" игрока, так и людей которые только начали играть. Так вот, мортал со своей задачей справлялся 20 лет назад, справляется с ней и сейчас, что в этом плохого и что нужно изменить мне не понятно.

+1 3   -1 0
du.volodia
Добрый человек
36580
27 августа 2015 года в 10:19

много игр есть стареньких, которых новые никак не переплюнут, больше люблю старые игры, чем то, что сейчас делают

+1 4   -1 0
27 августа 2015 года в 10:21

Сейчас играю по вечерам в Ratchet & Clank 2, а на очереди еще и 3 часть. Все остальные части серии я уже прошел.

Так вот, испытываю играя в это "старьё" такой кайф, который в новых играх не могу получить.

+1 5   -1 0
27 августа 2015 года в 10:53

Занимательно) Человек, ник которого, вполне вероятно, спёрт из МК, его хейтит)

Underground 2 почему-то закрепилась как «лучшая Need for Speed», а круче Super Mario 64 платформеров вообще не придумали. С какой стати – непонятно. Задаешь вопрос и в ответ слышишь нечто невразумительное о том, что «ну там же есть душа» или «была вещь Х»

И уже с этого очевидно, что автор опять сосёт из пальца жареные факты для написания статьи ни о чём. Марио я никогда не любил, кроме Super Mario Bros 2 на Денди, а с NFS можно поподробнее.

Я сам не считаю Underground 2 лучшей НФС и сериал Андерграунд в целом не считаю лучшей частью НФС. Но могу понять, почему его считают таковым. А именно по двум вещам - эталонная аркадная физика и детальнейший тюнинг, подобного которому спустя кучу лет, так и не сотворили. И это неоспоримо, ты не сможешь показать мне игру с подобной физикой и тюнингом.

Когда сейчас запускаешь старые игры, то они не на шутку увлекают. Ну если ты не полная амёба, навеки решившая, что игры, это "Press X to почтить память." Старые игры бросают вызов даже сейчас. Новые игры играют сами в себя и проходят себя за вечер-два. Из них вырезают целые механики, чтобы упростить игру. Для того, чтобы сферический менеджер в вакууме, придя уставший после ничего не делания на работе, мог без напряга пройти её за пару часов.

Это мне напоминает Логвинова, который орёт, что механика прыжков через пропасти и недопрыги - это устаревшая механика и игры должна прыгать за тебя сама. Ага, а потом ещё и целиться и стрелять и ходить и вообще , Игра должна сама себя пройти, тогда игра офигеть.

Все те, якобы, недостатки, что ты описал - это из этой же лиги. Механики, которые сейчас для тебя слишком сложны, потому что "Пресс икс ту вин", да? Те же самые миссии с самолётиком из ГТА. Они сложны, они бесят, но в них дикая доля фана, они дарят удовольствие и удоволетварения от прохождения?

Может, отсутствие костров на локациях в Demon Souls, это геймдизайнерская ошибка? Или то, что души теряешь? Нет, это просто игра, такой, какой она должна быть.

+1 9   -1 0
27 августа 2015 года в 11:49

Так вот они какие...задроты...

+1 0   -1 0
27 августа 2015 года в 11:54

Я всегда со скепсисом относился к пассажам «а вот раньше…». Раньше что? И насколько? Раньше мы жили по пещерам и если не умирали от когтей какого-нибудь саблезубого тигра, то загибались от болезней, стихийных бедствий и прочих неприятных вещей.ПОЛНЫЙ ГОН

+1 2   -1 0