SPECIAL: Assassin's Creed: путь в никуда

Сергей 'DarkVampire' Жигальцев, 30 января 2014 года в 20:24
SPECIAL: Assassin's Creed: путь в никуда
► Приключения пирата Эдварда на фоне разваливающегося на части сериала

Вначале я хотел написать полноценную рецензию на Assassin’s Creed IV. Однако, когда я начал углубляться в прохождение Black Flag, мне приходила на ум всего лишь одна фраза: «Все элементы этой игры безбожно сломаны». Причем во всем: в системе экономики, в сюжете, в механике и даже местами арт-дизайне. Поэтому ниже я размещу отдельные мысли по поводу Black Flag. Структура как в «обзорах от русского игрожура»: ну, то есть, отдельными блоками геймплей, сюжет и.т.д.. Let’s go brothers.

Игровой процесс и механика

Наверное, самая главная ошибка Ubisoft. В предыдущих частях Assassin’s Creed эволюционировала. Медленно — от части к части — но, если запустить первый и третий выпуски и сравнить, то изменения будут видны невооруженным глазом. Что произошло в Black Flag? Ubisoft поделила игру ровно на две части: морскую и сухопутную. Причем последняя, очевидно, делалась для галочки и с большого, большого похмелья по случаю дня рождения одного из коллег. Ситуация повторяет первую серию цикла: ВСЯ сухопутная механика укладывается в простейшую схему. Выглядит она следующим образом: прибежали на триггер, посмотрели сценку, проследили за мудаком, убили или послушали разговор. ВСЕ. Больше здесь ловить нечего. Отдельные сайд-квесты, которыми всегда славилась Asassin’s Creed, сводятся ровно к тому же. Вначале следим-подслушиваем, потом — либо уносим ноги, либо убиваем.

Мыловарня под названием «Убийство тамплиеров» захватывает лишь вначале. Здесь круто вплетены реальные персонажи (например, дамочка-пиратка), местами цепляет арт-дизайн (болота на Нассау), но и только. Да, я понимаю, что по сумме слагаемых Assassin’s Creed никогда не блистал разнообразием, но в предыдущих играх квесты действительно ЗАПОМИНАЛИСЬ. Даже в Revelations, которая, хе-хе, была одним сплошным филлером, есть своя изюминка. Например, эпизод с отравлением солдафонов паши; про прямую отсылку к «Двору чудес» молчу — читающие Гюго да раскроют глаза.

Что из всего этого осталось в Black Flag? Ровно полторы миссии, но и они запоминаются исключительно из-за (внимание СПОЙЛЕР) смерти Мэри и Черной Бороды. Помнится с этими эпизодами Black Flag связан один из shit storm’ов русского Интернета. Не очень образованные геймеры удивлялись, почему авторы <СПОЙЛЕР: убили> этих героев. На самом деле, все правильно. Прочитайте хотя бы Википедию. Можно даже русскую, но английская по фактике точнее.

Морская часть Black Flag повторяет — вы только не падайте — Pirates. Есть карта, на ней плавают кораблики. Всякая лоханка имеет свой уровень. Мы можем их захватывать, топить или забирать в свой «флот». А еще герой может брать штурмом форты, охотится на всякую живность, вроде китов, и опускать на дно в поисках лута. И… все.


► Механика абордажей постоянно варьируется. Иногда достаточно просто вырезать десять человек на палубе, но чаще — еще и порох поджечь, и лазутчиков пристрелить


Важная оговорка: все, что касается сюжетных морских заданий, в Black Flag прекрасно. Морская слежка с использованием погодных условий крута, а от отдельных миссий, вроде филигранного прохождения рифов среди конвоя голландцев действительно захватывает дух. Но стоит выйти за буйки сценария, как сразу становятся видно, какого цвета были нитки, которыми Ubisoft сшивала все это добро.

Начнем с того, что все действия на море связаны с ГРИНДОМ. Причем самым примитивным — как в какой-нибудь jRPG из золотой эпохи этого жанра. На третьем часу «захвата бригов да фригатов» я поймал себя на мысли, что, по сути, занимаюсь каким-то MMO-дрочерством, вроде прокачки скила в World of Warcraft.

В нормальной игре можно обойтись без этого. И Pirates, на которую четверка старается походить, забегая вперед отлично играется и без задрачивания. В Black Flag же без изменения корпуса и мощности пушек любой военный корабль топит «Галку» как рыбацкую лодчонку. Попробуйте нарваться на фрегат в южной части карты, и вы поймете, что такое боль. При этом сами сражения примитивны до безобразия. Местные погодные условия лишь выглядят классно, но на ход битвы не влияют вообще. Достаточно тяжелая «Галка» за две секунды делает поворот оверштаг, причем сила ВЕТРА при этом не учитывается ВООБЩЕ. А как вам корабль, который со спущенными в ноль парусами, двигается назад? Для Black Flag это НОРМА. WTF?


[Мыловарня под названием «Убийство тамплиеров» захватывает лишь вначале. Здесь круто вплетены реальные персонажи (например, дамочка-пиратка), местами цепляет арт-дизайн (болота на Нассау), но и только]

Ну да бог с ним. Понятно, что Ubisoft не собиралась делать симулятор парусных кораблей. Другое дело, что ВСЯ тактика сражений сводится к «повернуться боковиной к врагу и дать залп из всех орудий». Самая опасная ситуация — это когда «Галку» зажимают с двух сторон парочка военных кораблей. Тут уж, как говорится, приходится сушить весла. В остальном достаточно прокачанный корабль способен вынести целый конвой в ОДИНОЧКУ. И вы не ослышались. Черт подери, даже отечественные «Пираты Карибского моря» начала нулевых предоставляли куда больше возможностей. Тот же брандер в BF используется единожды и строго по сюжету.


► Черная борода — еще один весьма характерный герой Black Flag


Захваты фортов — отдельная песня группы «Ленинград». Тактика здесь еще проще, чем в бодании с военными кораблями. Кружим вокруг форта на половине парусов и методично выносим одно укрепление за другим. Однажды я после стычки с фрегатом на четверти брони плавал вокруг крепости и, чтобы вы думали? Спустя минут пять стены пали и началась битва на мечах. Как думаете, какой уровень сложность стоял у этого форта? Hard! Well it was so ‘hard’!

Самое смешное, что чем больше вокруг форта шляется защитников, тем проще его захватить. Достаточно брать на абордаж поочередно каждый из бригов (фрегатов, линейных кораблей и.т.д.) и после выполнения всех условий чинить «Галку». Мандус казуалиус, товарищи.

Сама механика четверки напоминает пестрое, но абсолютно безвкусное попурри. Да, иногда интересно поохотиться на крокодилов. Да, первые часа два интересно брать на абордаж корабли и ломать укрепление форта. С точки зрения возможностей Black Flag идеален для всех, кто зачитывался (или зачитывается) книжками Стивенсона или Сабатини. Но когда начинаешь рыть вглубь, понимаешь, насколько же здесь все поверхностно. Лучше бы Ubisoft крутые одиночные миссии сделала, чем плодила кучу ненужных механик, которые зачастую еще и кое-как работают.

Ах, да: знаменитую по «Одиссеи» Тортугу здесь превратили в обычный поселок. Без намека на флибустьеров. Ok, пусть это дань историческому реализму, но, боже мой, у вас есть снайперские пушки в игре! Могли бы сделать такое попущение для фанатов Блада.

Система экономики

Ну, какая же пиратская игра без экономической составляющей? А вот хрен там. ВСЯ ЭКОНОМИКА Black Flag сводится к ровно двум параметрам: к запасу в трюмах «Галки» сахара и рома. Ни шелка, ни табака, ни фруктов, как в той же Pirates, здесь нет. Извольте торговать бухлом и тростником. Ой, конечно, никто не запрещает выносить местные склады с товарами или штурмовать крепости и конвои с запасами золота. Но на деле единственный верный способ приумножить богатство — это смотаться на юг карты и заняться коммунизмом в отношении испанских торговцев.

Одна весьма характерная деталь: для улучшения корабля необходимо добывать древесину, металл и парусину. Но продать их, если образовались излишки, элементарно невыгодно. Местные торговцы принимают металл по пять золотых. И не продают его. Так что, если хочешь жить, занимайся гриндом и бутлегерством в кавычках. Обхохочешься.И самое, пожалуй, самое главное состоит в том, что захват фортов с экономической точки зрения не мотивирован никак. Они не приносят дохода, как обновленные лавочки Рима или Константинополя. Зачем, спрашивается, тратить порох?

Последний гвоздь в крышку гроба торговой составляющей BC IV вносит простой факт: видимо, в трюме «Галки» есть телепорт в лавку торговца, потому что иначе никак нельзя объяснить возможность продавать товары хоть в центре Карибского бассейна. Еще более комично смотрится сценка с обновлением «Галки» во время плавания, а не на верфи.

Сюжет

Скажу сразу: в Assassin’s Creed никогда не было вменяемой истории, где авторская мысль излагалась структурировано, а еще по законам драматургии. То есть, когда одно событие вытекает из другого с четким завершением и без намека на «сиквел». AC был и остается именно что сериалом, где каждая игра — это такой макси-эпизод с кучей персонажей и сюжетных линий. История подавалась всегда по-разному: где-то она связывала, как бусины проволока, все механики (AC, ACII, ACIII), где-то — просто иллюстрировала важные для персонажа задачи (Brotherhood, Revelations).

Сценарий AC IV развивается ну о-о-ч-е-н-ь неспешно. Цель Эдварда — отыскать некую «обсерваторию», с помощью которой можно следить за всеми без исключения людьми (параллель с «Большим братом» очевидна). Но вот незадача: между завязкой этой истории и хоть каким-то ее развитием проходит часов 25 реального времени — с учетом сайд-квестов, гринда и всех прочих механик. За всем ворохом сценарных аллюзий теряется главное — стержень сюжета. Это как если бы Александр Дюма посвятил большую часть «Трех Мушкетеров» не интригам королевского двора, а, скажем, игре в теннис. В книге этот эпизод действительно присутствует, но он занимает в общей сложностью одну главу от 700-страничного произведения.


► Да, здесь можно плавать под водой, однако делать этого почему-то совсем не хочется


Ubisoft ранее уже проделала похожий трюк в Brotherhod, но она, во-первых, была спин-оффом, а во-вторых, не ставила перед игроком некой глобальной цели. В Black Flag такая цель, напомню, есть. И то, что мы вынуждены 95% игрового времени проводить за всем чем угодно, но не историей, чести сборной солянки из разных команд Ubisoft не делает. С другой стороны, в Black Flag, как и прежде, можно отыскать целый ворох аллюзий на литературу и кинематограф — пожалуй, даже больше, чем в той же Revelations.

Начнем с того, что главный герой — это Питер Блад наоборот. В отличие от капитана, Эдварда едва ли можно назвать джентльменом. Он обычная матросня, которой посчастливилось получить свой корабль. Казалось бы, причем здесь Сабатини? Все просто: первый киношный Капитан Блад был блондином (в книге Питер черноволос), а его характер на экране КРАЙНЕ отличался от книжного. Косвенно это утверждение иллюстрирует диалог между Оливье (один из руководителей «Абстерго») с его подчиненными, где он в числе прочего упоминает фильмы о пиратах 30-х годов. Ясно, что речь идет про Голливуд, поэтому ассоциации очевидны.

Более того, некоторые эпизоды AC IV практически подчистую копируют книги Рафаэля. Вначале Black Flag Эдвард заявляется в обличии добропорядочного франта к губернатору испанского города. Точно также как Блад в книге заявился в резиденцию другого испанца. Ирония заключается в том, что в литературном первоисточнике Блад вызволяет из тюрьмы своего друга Вольверстона, а в игре Эдвард сам оказывается в колодках как каторжник. И таких параллелей в BF куча. Проблема в том, что за всем этим ворохом теряется главное — вменяемое повествование. Ту же Мэри мы видим раз шесть за весь сюжет, а потом вдруг выясняется, что она любила Эдварда. What were they thinking?!

[ВСЯ ЭКОНОМИКА Black Flag сводится к ровно двум параметрам: к запасу в трюмах «Галки» сахара и рома. Ни шелка, ни табака, ни фруктов, как в той же Pirates, здесь нет. Извольте торговать бухлом и тростником]

Вдвойне обидно, что у сценария игры был потенциал, причем весьма немалый. Эдвард не отыгрывает архетип мясника-мстителя. Его характер максимально реален: г-н Кенуэй не гонится за призраками, а всего лишь хочет разбогатеть. Где-то дома его ждет любимая жена. Весьма показательный в этом плане диалог между Эдвардом и Мэри.

— А чем вы занимаетесь?

— Мы убиваем тамплиеров

— А зачем?

— Ну, чтобы они не захватили мир*

*Цитата неточная

Игровой мир и арт-дизайн

Меньше всего претензий хочется предъявлять к миру AC IV. В самом деле, море здесь красиво, колонии — ну… Ok. Но только там, где есть какая-то сюжетная мотивация. То есть, Панама или Нассау смоделированы интересно, а вот та же Тортуга и часть других поселений сделаны методом задорного копипаста. Между тем, одним из слагаемых успеха AC как сериала всегда были города. Я мог часами бродить по улочкам Рима или Стамбула. Читать исторические справки о том или ином здании. Исследовать подземелья, где обосновалась секта последователей Ромула. Или шататься по охотничьим угодьям в AC III. А все потому, что буквально КАЖДАЯ локация там была сделана если и не вручную, то с максимальным вниманием к деталям.


► На крокодилов и прочих ягуаров надо охотиться хотя бы для того, чтобы прокачивать Эдварда


Что из всего этого осталось в AC IV? Пшик, да и только! Можно списать это на отсутствие вменяемого исторического прошлого у Нового Света, но, простите, «полтора гектара» джунглей, немного островов и тройка больших городов — это немного не то, чего ждешь от игры про пиратов.

***

По-хорошему, если бы рецензия на Black Flag была написана, то по системе оценок нашего сайта она получила бы около 4.5 баллов. Исключительно за характерных персонажей и аллюзии на классику романов «плаща и шпаги». Просто удивительно, как Ubisoft умудрилась в одной игре откатиться назад, к самой первой Assassin’s Creed. Но это факт. И это печально.

44 комментария
30 января 2014 года в 23:21

Меня с самых первых частей серии мучил один и тот же вопрос - какого лешего играя за ассасина я не могу никого убить по-тихому?! Почему этому действию всегда сопутствует заварушка с обязательным нудным и однообразным удиранием? Или еще хуже, для того чтобы убить кого-то надо полчаса гнаться за жертвой по крышам, при этом цель прыгает и лазает ничуть не хуже супер-пупер убийцы.

Запуская каждую новую часть серии я в тайне надеялся, что вот теперь то я развернусь во всем своем умении играть в стиле стелс, характерном для ремесла протагониста, меня ждет полное погружение и вселенская гармония. Но запустив Black Flag пришло осознание того, что ожидаемого мной не будет никогда. Я больше не буду покупать игры серии.

И вроде бы и пес ней с этой игрой, не хлебом единым... Но грустный момент есть - трейлер Shadow of Mordor. Ну нееет, ну пожалуйста, еще не поздно!

+1 2   -1 0
Данька
14790
С днём рождения!
30 января 2014 года в 23:22

DarkVampire:

2Данька:

Поверь, большая часть так называемых игрожуров к журналистике профессиональной имеют такое же отношение, как дядька к Бузине и Майдану, хех.


Хах=) мой комплимент автору не прошёл=) Это я к тому, что любители, за частую, пишут намного лучше, чем игрожуры.
+1 0   -1 0
rat
провинциальное быдло
13635
30 января 2014 года в 23:24

2DarkVampire:

я чутка в третью поиграл.. первая часть была проидена зевая, вторая торкнула аж до платины. сама механика игры не вызывает долгого интереса в отличии от томб райдера или того же унчартеда.

+1 0   -1 0
Автор
DarkVampire
10952
30 января 2014 года в 23:25

2Данька:

С этим согласен, просто я журналисткой профессионально занимаюсь. Правда, давно уже не игровой. Как-то так. Но за отзыв спасибо. На самом деле, текст я изначально для своего блога писал, поэтому редактуры как таковой не было. Просто потом добавил фактуры и разместил здесь. Только и всего. Отсюда и такая дуболомная подача.
+1 0   -1 1
rat
провинциальное быдло
13635
30 января 2014 года в 23:28

2Riverman:

и я про тоже) тока я с 4 игры не покупаю

разрабы сами не знают че с бедным ассином делать)

+1 0   -1 0
diamond20101980
Чукча
31697
30 января 2014 года в 23:30

Поднадоела уже эта игра, одно и тоже на протяжении нескольких частей!

+1 1   -1 0
Данька
14790
С днём рождения!
30 января 2014 года в 23:44

2DarkVampire:

Вот в случае с черным флагом, мне кажется, юбисофт могли бы убрать из названия Assassin’s Creed, заменить тамплиеров с асассинами на каких нибудь политиков или бандитов, вырезать часть с абстерго и вуаля - новый франчайз , при чем он был бы лучше черного флага, хотя бы потому, что ожидания игроков были бы ниже.
Идея с экономикой и поисками сокровищ еще в 3 части была не плоха, но реализация чудовищна. По началу я думал - блин, придется заморочиться с этой хозяйственной книгой, чтобы заработать денег, накупить себе оружия, шмоток и прокачать корабль, а потом понял, что это нафиг не надо)) денег в игре и так достаточно, даже без дополнительных квестов, чтобы пройти сюжет. А после окончания сюжета, который разрабы отвратительно слили, бегать по грязи, охотиться на кроликов и продавать их шкуры как-то вообще не тянет.
+1 3   -1 0
30 января 2014 года в 23:52

2DarkVampire:

бро всё пока не дочитал но найди ошибку ^_^ Вначале следим-посдслушиваем... а в основном полностью с тобой согласен... продолжение серии не к чёрту... я на второй остановился ну реально после неё уже копи-паст (((

+1 1   -1 0
31 января 2014 года в 00:05
"...углубляясь в прохождение Black Flag, мне приходила на ум всего лишь одна фраза...". Обрати внимание на деепричастный оборот. Нельзя так употреблять его. Получается, фраза углублялась и т.д.
+1 1   -1 1
Автор
DarkVampire
10952
31 января 2014 года в 00:17

2Soldier:

Да, тут личное местоимение требуется для того, чтобы игра в себя не углублялась. С утра поправлю такие вот косяки и тавтологии в одной из частей текста уничтожу. Сейчас просто править сил уже нет. Четвертый час утра на дворе.

2Потрашитель:

Вот не совсем согласен, если честно. Тоже так считал, пока в течении месяца заново все части не отыграл. Там действительно был гигантский скачок между первой и той же Brotherhood. Эволюционный. К флагу у меня претензии несколько иные. Там именно что откат к первой части виден. На суши ловить элементарно нечего. Проходил сухопутные задания скрипя зубами. При этом работа с персонажами великолепна. Мэри, Борода, Эдвард или тот же француз, который Лавасера из Блада копирует.

2Данька:

Там, по большему счету, проблемы только с ресурсами возникают. Отсюда и гринд. Если бы разработчики разрешили металл или парусину закупать у торговцев (и вообще сделали нормальную экономическую систему — хотя бы как в той же Pirates), то проблем бы не было. Ну и сам факт, что торговать можно исключительно ромом и сахаром, смешит. Понятно, что сахар тогда был на вес золота, но все же. Шкуры зверей я в расчет не беру.
+1 1   -1 1