Мнение: песочное болото

Сергей 'DarkVampire' Жигальцев, 19 июня 2010 года в 18:30


Бегу, значит, по виртуальному городу. Вернее, бегу не я, а мой виртуальный протеже. Наталкиваюсь на какой-то сайд-квест. Случайный, иными словами, необязательный. Раздражает он до жути своим однообразием. Ну, еще пилить через всю "степь" для его выполнения нужно. Ситуация вполне себе характерная для какого-нибудь "Open World" проекта. Бери любой: Grand Theft Auto IV, Just Cause 2, последний Red Faction - не так уж и важно, о какой игре идет речь. Всех их роднит одно - гигантская (ну, или не очень) "песочница". Схема знакомая: основная сюжетная ветка, немного сторонней "халтуры", наплевательское отношение к сюжету и отсутствие центрового геймплейного стержня. Весь игровой процесс в подобных проектах обычно сводится к: Вася пошел туда, Вася выстрелил из "плазмагана" третьего уровня, Вася хороший, Вася может отдыхать и сохраняться.

Но зачем Вася это делает? Лично мне этого не понять. Так же, как не понять желание некоторых индивидов погулять по "виртуальным копиям реальных городов". Когда создатели подменяют централизованный (собранный воедино) геймплей на жалкие огрызки "Вася может отдыхать" становится не по себе. И хорошо, если разработчики попадаются талантливые (привет, Rockstar); в противном случае геймер получает очередной Red Faction или Just Cause 2 напополам с каким-нибудь The Saboteur от Pandemic Studios. Иными словами, милую безделицу, которая и выезжает за счет сайд-квестов с песочницей. Убери из Just Cause 2 гигантский архипелаг и что останется? Да нифига - дырка, проделанная в свежевыпеченной ромовой бабе, из которой выкачали всю "сласть", оставив засыхать на лавочке в летний погожий денек.



Хотя разработчиков тоже можно понять: очередной "убийца GTA" процентов на девяносто окупится, если не сделан совсем уж криво. Зачем писать хороший сценарий, когда можно обойтись шаблонным Васей, а на закуску понапихать кучу левых квестов. Помните The Godfather II с подрывом собственных магазинов? Справедливости ради хочется заметить, что далеко не все "девелоперы" работают спустя рукава. Недавний Red Dead Redemption красноречиво доказал, что иногда франшиза может "выехать" именно на тот самом "Open World’е". Но RDR - лишь исключение из правил. В остальном же - болото, выбраться из которого дано далеко не всем.

Но все-таки давайте разберемся, а что же такое современная "свободная" игра. Во-первых, это, безусловно, город - святая святых, сама "песочница". Вокруг города, опять же, как правило, разворачиваются некие события: приезд новорусского "братка", оккупация и.т.д. Вокруг этих событий крутится, как стриптизерша на шесте, история все тех же братка, диверсанта, убийцы. Совсем другое дело, что сама история в той же Just Cause отодвигается на второй план. Первый контрабас играет все тот же "Open World", а на задний план выкарабкивается схема "Вася сделал свое дело, Вася развлекает себя, как хочет": выполняет необязательные задания, катается на машине, прыгает с парашюта, трахает проституток в Grand Theft Auto.



Происходит подмена главного на вторичное. В тех же Metal Gear Solid 3: Snake Eater или Batman: Arkham Asylum тоже присутствовал своеобразный "freeplay", однако в случае с MGS он не раздражал. Да, Снейк мог за полчаса добраться из одного куска карты в другой, поохотиться на змей, последить за спецназовцами. Но всего этого можно было и не делать - чувствуете разницу? Никто не заставлял нести свою жопу через половину - города, континента, планеты - только для того, чтобы "встать" на "желтый" маркер и посмотреть притянутый за уши видеоролик с дико скучными диалогами и кривой анимацией. Сторонники штампа - "как в GTA" - сейчас возможно возразят, приведя убийственный аргумент: "Подобный подход на корню ломает саму идею "песочницы", да и не по-пацански это - за сюжетом следить, когда можно по барам пошляться и рот куртизанке белой жидкостью окропить".

Ok - ничего не имею против баров, но я не хочу, чтобы мне их навязывали. В том же Arkham Asylum я мог собирать подсказки Риддлера (человека-загадки), но мог этого и не делать. Мог исследовать все закоулки "приюта", а мог… ну, Вы поняли. Совсем уж издевательством в продуктах с открытым миром смотрится система прокачки на манер Grand Theft Auto: San Andreas или Prototype. Поднаторей в бицепсе или научись летать - тогда сможешь дальше историю поглядеть. В перспективе прекрасно, а на деле не более, чем искусственное затягивание прохождения. Action/Adventure - это не ролевая игра. И те решения, что стопроцентно подходят для RPG, совсем необязательно приживутся в очередной GTA. Выйдя в чисто поле в каком-нибудь Morrowind или Oblivion и пройдя несколько метров от городской стены, мы обязательно наткнемся на какое-то событие, сопряженное с ветвистой диалоговой веткой и по-настоящему интересной задачей. Этот мир действительно интересно исследовать после "финального ролика". Чего не сказать о коробке-городе Либерти-Сити.



Случайные события из Red Dead Redemption - решение не идеальное, но все-таки решение. Тогда как большая часть "собратьев по жанру" мечется в "золотой клетке имени автоугонщика", отцы этого автоугонщика денно-нощно модернизируют некогда изобретенную ими же механику. Отказ от ненужных RPG-элементов (ау, San Andreas) - первый шажок к таким вот изменениям. Не революционный, но довольно приятный и в кои-то веки вполне себе осязаемый. Чего не сказать о сонме "поделок на тему". Доходит до смешного: приснопамятный "Open World" пихают… даже в автогонки. Уж что-что, а этот жанр можно было и не трогать. Когда играешь в какой-нибудь Need for Speed Undercover, первое, что бросается в глаза - это мертвые бетонные джунгли. А даже если и не мертвые (как, например, в гоночных проектах от все той же Rockstar), проку от них чрезвычайно мало. Намного лучше сосредоточиться на самом нарезании кругов. Ну, еще не помешало бы вспомнить третью часть все той же Need for Speed. Та, что Hot Pursuit.

Создателям подобного рода игр стоило бы поучиться у своих коллег из Insomniac Games. Еще в конце девяностых эти кудесники создали трилогию о Spyro. Вот там как раз и был практически идеальный "freeplay". Он не надоедал - а это самое главное, что должно присутствовать в подобного рода проектах. Всегда должна быть свобода выбора, но, к сожалению, слишком часто ее нет. Здравствуй, филейная часть все той же Grand Theft Auto. На закуску хочется вспомнить недавнюю Nier - бюджетный, по сути, продукт, издаваемый могущественной Square Enix. По жанру Nier - Action/RPG/Adventure. Но… при всей своей нишевости в Nier были использованы решения, которых так не хватает нашей современной игроблокбастике. А именно: относительной компактности "мира" и ставки на сюжет и атмосферу происходящего.



Если уж пытаетесь "скопипастить" ролевые элементы, то делайте это до конца и не в полсилы. В той же Nier есть один квест... диалог (даже не знаю, как назвать), в котором… нет заранее заготовленных вариантов ответов. Ты САМ их пишешь на манер текстовых квестов конца семидесятых - начала восьмидесятых. И это КРУТО.

Резюмирую: современная песочница - это такая "игра в себя". У Grand Theft Auto нет нормального геймплея, а в The Saboteur можно играть только первые пять-семь часов, пока мир краски не обрел. Это не плохо, но… Разработчикам пора избавиться от кучи условностей, преследующих жанр с момента выхода Grand Theft Auto III. Нельзя заставлять геймера скакать через всю степь добрые двадцать минут для продвижения по сюжету. Нельзя копировать в полсилы RPG-элементы. И пока Rockstar и сотоварищи этого не поймут, мы так и будем получать непонятные поделки с Васей и "плазмаганом" третьего уровня.


124 комментария
Автор
DarkVampire
10952
19 июня 2010 года в 20:26

Taronyu:

DarkVampire:

Его вред только в том, что все больше разработчиков делают хороший онлайн и забивают на сингл. Чисто PCшный принцип, который еще пять лет назад для консолей был неприемлем.

Тут ты прав! Но есть отличные проекты с чисто мультиплеерной нацеленностью! Да и порой бывает наоборот: отличный сингл и ужасный мультиплеер, как это было в Gears of War 2!

Что не мешает второй гири оставаться в топе по онлайну.

+1 0   -1 0
19 июня 2010 года в 20:29

DarkVampire:

Taronyu:

Тут ты прав! Но есть отличные проекты с чисто мультиплеерной нацеленностью! Да и порой бывает наоборот: отличный сингл и ужасный мультиплеер, как это было в Gears of War 2!

Что не мешает второй гири оставаться в топе по онлайну.

Это потому, что люди ждут по полчаса чтобы сыграть один раз! Уж я то знаю, я один из них!

+1 0   -1 0
Автор
DarkVampire
10952
19 июня 2010 года в 20:30

Taronyu:

DarkVampire:

Что не мешает второй гири оставаться в топе по онлайну.

Это потому, что люди ждут по полчаса чтобы сыграть один раз! Уж я то знаю, я один из них!

Ни разу не запустил онлайн в Gears of War 2. Я вообще по сети играть терпеть не могу. Исключением является первый UT для PC.

+1 0   -1 0
19 июня 2010 года в 20:31

Серега:

foolls:

непонимаю причем здесь возраст

но да ты прав я 13 летний прыщавый ананист

Подрастёшь может поймёшь

ну до тебя мне видимо никогда не дорости

и как мне смогут помочь годы и сопутсвующие этому знания и осознание моей личности и жизненных ценностей в понимании таких игр как гта или рдр которые здравомыслящему человеку ничего не приподносят а таких малолетних задротов как я ничему кроме жестокости не научат

+1 0   -1 0
19 июня 2010 года в 20:34

Помойму inFamous куда более "достоин" быть в топе худших оупен ворлов, чем тот же Джаст Коуз 2 с действительно драйвовым геймплеем, чем та распиаренная шняга...

Признаю сюжет и комиксовые сцены в инфеймусе просто на высоком уровне, но остальное...этож жуть!

Там ничем нельзя заняться, кроме как проходить сюжетную линию, чтобы в очередной раз насладиться великолепной озвучкой и суперскими вставками...

Чего уж не скажешь об том же джаст коуз 2 или прототипе, где можно тупо устроить крутую резню...

ЗЫ что кстати не мешает мне ждать инфеймус 2, который по видео и скринам возлагает большие надежды :)

+1 0   -1 0
19 июня 2010 года в 20:36

DarkVampire:

Taronyu:

Это потому, что люди ждут по полчаса чтобы сыграть один раз! Уж я то знаю, я один из них!

Ни разу не запустил онлайн в Gears of War 2. Я вообще по сети играть терпеть не могу. Исключением является первый UT для PC.

И не запускай! Мультиплеер там, если ничё не лагает,конечно весёлый, но ну его на фиг... полчаса ждать пока наберётся 10 человек для игры, а потом играть с лагами! Не играй в мильтиплеер GoW 2! В GoW 2 гениальнейший сингл и отстойный мультиплеер полный лагов!

+1 0   -1 0
Автор
Racer-94
Mr. Violator
2759
19 июня 2010 года в 21:13

Со статьей вкорне несогласен. Во- первых, данная статья здесь словно туалетная бумага в холодильнике- ни к месту, а во- вторых, это все- таки ИМХО нежели объективная статья. Лично меня не раздражала система прокачки героя АКА San Andreas, не вижу зла переться через весь город если это дань реализму. Да, расстраивает ситуация с сюжетом, но в тех же GTA он толков и полон стеба. Да и миссии порой бывают оригинальными... И нечего вешать клеймо "слив" к каждому вышедшему open-world. Каждый продукт рассчитан на потребителя- тот же Just Cause или Saint's Row уж точно не для философов. А вот в GTA иногда проскакивали серьезные черточки.

+1 0   -1 0
Автор
DarkVampire
10952
19 июня 2010 года в 21:16

Racer-94:

Со статьей вкорне несогласен. Во- первых, данная статья здесь словно туалетная бумага в холодильнике- ни к месту, а во- вторых, это все- таки ИМХО нежели объективная статья. Лично меня не раздражала система прокачки героя АКА San Andreas, не вижу зла переться через весь город если это дань реализму. Да, расстраивает ситуация с сюжетом, но в тех же GTA он толков и полон стеба. Да и миссии порой бывают оригинальными... И нечего вешать клеймо "слив" к каждому вышедшему open-world. Каждый продукт рассчитан на потребителя- тот же Just Cause или Saint's Row уж точно не для философов. А вот в GTA иногда проскакивали серьезные черточки.

Данный материал (как и его автор) и не пытается быть хоть сколько-то объективным. Мнение - одна из рубрик сайта.

+1 0   -1 0
chestor1.85
LP+SlipKnot+Rmstn
13395
19 июня 2010 года в 21:35
Не пойму зачем пользоваться своим полномочием модера и постить свое такое мнение в новостной ленте, как говорилось есть для этого блоги!!! статья не о чем, просмотрел, даже читать не стал, шляпа какая та!!!
+1 0   -1 0
Автор
DarkVampire
10952
19 июня 2010 года в 21:37

chestor1.85:

Не пойму зачем пользоваться своим полномочием модера и постить свое такое мнение в новостной ленте, как говорилось есть для этого блоги!!! статья не о чем, просмотрел, даже читать не стал, шляпа какая та!!!

Во-первых, постил не я, а редактор. Во-вторых, это не новостная лента, а рубрика сайта.

+1 0   -1 0